Аутизм — не болезнь, это нарушение развития

Синдром Каннера

Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов:

невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;

крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;

недостаточность коммуникативного использования речи;

отсутствие или недостаточность зрительного контакта;

страх изменений в окружающей обстановке ("феномен тождества", по Каннеру);

непосредственные и отставленные эхолалии ("граммофонная или попугайная речь", по Каннеру);

задержка развития "Я";

стереотипные игры с неигровыми предметами;

клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.

"Музыка ангелов" Моцарта для аутистов

10 летний слепой мальчик аутист поет песню. Талант

     Многие специалисты в области аутизма уделяют все больше внимания музыкотерапии, как методу коррекции при аутизме.  Такой повышенный интерес не случайность, поскольку дети очень восприимчивы к звукам и мелодиям.  На сегодняшний день музыкотерапия считается «молодым» методом борьбы с аутизмом, но действенным. Существуют даже специальные институты, которые занимаются вопросами музыкотерапии.

     Согласно проведенным исследованиям, музыка обладает мощным психологическим воздействием, поэтому ее рекомендуют использовать в терапевтических целях. Живая музыка сильнее действует на психологическое состояние человека, чем музыка в записи.

    Музыкотерапия очень эффективно воздействует на людей, у которых диагностируют аутизм.  На индивидуальных занятиях происходит установление и закрепление контакта между человеком с аутизмом и педагогом. Со временем такой контакт переходит в категорию доверительного. Например, ребенок с аутизмом смотрит в глаза своему музыкотерапевту, здоровается с ним за руку, отвечает улыбкой на улыбку, улыбается при встрече и другие проявления.

     Во время занятий дети с аутизмом могут исследовать разные музыкальные инструменты, например, духовые, клавишные, ударные.  Это помогает в развитии креативности.  Вместе с музыкотерапевтом дети, у которых диагностируют аутизм, выполняют различные движения под ритмическую музыку. Такие движения развивают чувство ритма и концентрацию внимания у детей, страдающих аутизмом, а также стимулируя подвижность, улучшают физическое состояние. Педагог на занятиях музыкотерапии дает возможность ребятам с аутизмом играть на различных музыкальных инструментах.

Занятия такого вида развивают любознательность, мелкую моторику и учат групповому взаимодействию. Иногда игра на музыкальных инструментах стимулирует ребенка, страдающего аутизмом, к совместному пению. Это уже первый шаг к речевому диалогу.

     Для детей с аутизмом, у которых агрессивное поведение, предлагают набор ударных инструментов, например, барабаны, тарелки, шумелки. Игра на ударных инструментах может снять у ребенка, страдающего аутизмом, внутреннее напряжение и успокоить его.

     В основе музыкотерапии находится импровизация. Музыкотерапевт должен наблюдать за психологической и музыкальной реакцией малыша с аутизмом, оценить его реакцию на разные музыкальные композиции и на звучание разных музыкальных инструментов. Для большей эффективности на занятиях музыкотерапией необходимо присутствие двух педагогов. Один из них должен контактировать с ребенком, у которого диагностируют аутизм, а второй – играть на музыкальных инструментах.

     Для детей с аутизмом до двенадцати лет лучше играть детские мелодии из мультфильмов, например, «Песенка черепахи», «Спят усталые игрушки», «От улыбки» и прочие. Ребенок с аутизмом знает эти мелодии и быстрее пойдет на контакт с музыкотерапевтом. Опыт показывает, что не следует на занятиях для детей такого возраста включать незнакомые мелодии, которые могут вызвать у малышей с аутизмом тревогу и страх.

     Специалисты рекомендуют собрать несколько известных детских песен и включить их в режиме «нон-стоп». Такой прием поможет достучаться даже до самого вялого малыша.

Ритм играет не маловажную роль в музыкотерапии, поскольку от него зависят непроизвольные телодвижения. Педагог должен уметь переводить акценты с сильной доли на малую, тем самым приводя в движение маленького аутиста.

     В американской литературе музыкотерапию называют «методом клинической импровизации», поскольку ребенок с аутизмом может сам создавать музыкальные произведения, придумывать телодвижения и выплескивать эмоции на занятиях. Музыкотерапия – хороший метод помощи малышам, страдающим аутизмом.  

Сонаты Моцарта лечат аутизм

        Турецкие ученые убеждены, что музыка Моцарта помогает больным аутизмом и дислексией (неспособность сосредоточиться).

        В Стамбуле создан специальный «Слушательский центр Томати». Назвали его в честь французского медика Альфреда Томати, который первым предложил лечить музыкой. Сначала такую «скорую музыкальную» помощь оказывали во время второй мировой войны пилотам, которые из-за частых стрессов и шумных моторов начинали терять слух. Результаты терапии были впечатляющими. Дальнейшие эксперименты доказали, что прослушиванием музыки можно лечить не только глухоту, но и психические заболевания.

        Турецкие ученые внесли свой вклад в исследования и установили, что для разных болезней эффективна разная музыка. В частности, сонаты Моцарта помогают тем, кто страдает от аутизма и дислексии. Именно на этих недугах специализируются в стамбульском центре, а потому слушают здесь исключительно Моцарта.

В.А.Моцарт - ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОНАТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО                     (Туйя Хаккила, пианофорте). 6 дисков

Скачать
CD6.rar
Заархивированные данные 92.3 MB

Джульетта Алвин, Эриел      Уорик

"Музыкальная терапия для детей с аутизмом"                      (2 издание)

Скачать по ссылкам:

Или читать: http://www.e-reading.club/bookreader.php/97135/Alvin,_Uorik_-_Muzykal'naya_terapiya_dlya_deteii_s_autizmom.html

  Аутизм - это расстройство, которое проявляется в аномальным поведении ребенка. Но именно поведение ребенка - единственный язык, система сложных кодов, через которые окружающие могут понять его намерения, желания, переживания. Внимательно наблюдая за по­ведением ребенка, тщательно определяя подкрепляющие факторы в окружающей среде, взрослые могут не только научиться понимать его, но и отвечать ему, используя язык АВА или прикладного анализа поведения. Методы АВА помогут ребенку с аутизмом адаптироваться к реальности, повысить самоконтроль и обрести новые навыки - от бытовых до академических.

Книга Роберта Шрамма, признанного эксперта поведенческого анализа, - это прекрасная возможность узнать об уникальной силе АВА, с помощью которого родители смогут преодолеть проблемы общения и обучения детей с аутизмом и другими поведенческими сложностями.

                                СКАЧАТЬ


Аутизм: карманный справочник

 

              СКАЧАТЬ


Методы диагностики раннего детского аутизма


Симптомы аутизма в поведении


10 фильмов                    о людях с аутизмом

1. «Адам» (2009). Режиссер: Макс Майер. 

Главный герой фильма Адам - молодой человек с синдромом Аспергера, он интересуется наукой и испытывает трудности в общении. Встретив Бет он начинает узнавать больше об отношениях мужчины и женщины, а она - о сложных переживаниях близкого человека.

2. «Рай океана» (2010). Режиссер: Сюэ Сялоу.
Юноша-аутист по имени Дафо живет вместе со своим отцом, но что будет с ним после смерти отца? Неизлечимо больной отец, жить которому осталось недолго, старается научить сына обычным бытовым навыкам, чтобы подготовить его к самостоятельной жизни.

3. «Темпл Грандин» (2010). Режиссер: Мик Джексон.

Фильм основан на реальных событиях и описывает историю женщины Темпл Грандин, которая, несмотря на аутизм, смогла адаптироваться в социуме, став признанным специалистом. В фильме показаны трудности, с которыми ей пришлось столкнуться в детстве и юности, особенности ее взаимоотношений с окружающими людьми и то, что помогало преодолевать трудности.

4. «Меня зовут Кхан» (2010). Режиссер: Каран Джохар.

Это история человека молодого из Индии по имени Ризван, страдающего синдромом Аспергера. Диагноз не мешает ему переехать в Америку, жениться и, столкнувшись с проблемами, которые повлекли за собой события 11 сетября, стараться преодолеть их, стремясь сохранить отношения с любимой женщиной.

5. «Человек дождя» (1988). Режиссер: Барри Левинсон.

Фильм о том, как меняет молодого эгоистичного Чарли знакомство с его уже взрослым братом Раймондом - узнав о том, что отец оставил наследство неизвестному родственнику, Чарли находит Раймонда и неожиданно обнаруживает, что деньги - это не самое главное в жизни человека.

6. Без ума от любви (2005). Режиссер: Петтер Несс.

Юноша и девушка с синдромом Асбергера посещают группу психологической поддержки, после знакомства они влюбляются друг в друга и начинают пытаться строить отношения, несмотря на то, что это дается им обоим нелегко.

7. Снежный пирог (2006). Режиссер: Марк Эванс.

Линда – взрослая женщина, страдающая аутизмом, теряет дочь во время автомобильной аварии. Алекс – главный герой фильма, приезжает, чтобы сообщить ей об этом. Его удивляет реакция женщины на ужасное известие. Он понимает, что она не реагирует на гибель дочери так, как отреагировали бы многие люди, но при этом не может жить без своего ребенка.

8. Чудесный побег (2004). Режиссер: Джо Мосс.

Мать детей-близнецов, страдающих аутизмом Коррин намерена сделать так, чтобы ее дети были приняты обществом, и мужественно отстаивает их права.

9. Мальчик, который умел летать (1986). Режиссер: Ник Кастл.

Фильм о дружбе и о том, что жизнь порой преподносит сюрпризы - после переезда с матерью в глубинку девочка Шарлин начинает общаться с соседом Эриком, который мечтает научиться летать...

10. Меркурий в опасности (1998). Режиссер: Харольд Бекер.

В фильме агент ФБР защищает мальчика-аутиста, взломавшего секретный код Агентства национальной безопасности. После выхода фильма критики назвали игру маленького актера гениальной.